Музыкальный инструмент семитысячелетней давности воссоздали в Ступино

 

160123 лира инструмент

 

Лира, обнаруженная при раскопках шумерского города Ура, на сегодняшний день считается самым древним струнным музыкальным инструментом. Ей почти 7 000 лет.
Реплику сделали в исторической мастерской Павла и Софьи Потаповых. Инструмент действующий, на нём может сыграть любой желающий.
Ступинская лира — копия музыкального инструмента шумерской царицы Пу-аби. Её обнаружил английский археолог Леонард Вулли в 1922 году. Ученый заливал гипсовую смесь в пустоты, оставшиеся от сгнивших частей инструмента. В результате получился очень точный слепок, который извлекли из земли. Реплики с оригинальными украшениями хранятся в Иракском, Британском и Пенсильванском исторических музеях. Однако, на них нельзя сыграть. На лире из Ступино нет украшений, зато на ней может сыграть любой желающий.
«Лира чуть меньшего размера, чем оригинал, но с точной копией колковой системы, которая тогда использовалась. Строй неизвестен, поэтому я применяю архаичный лакрийский лад, который пришел к нам из античности», – рассказывает автор реплики Павел Потапов.
В его музыкальной коллекции более десятка воссозданных исторических инструментов: от простейших деревянных дудок и тростниковых кларнетов до более сложных струнных лютней и арф. Есть и этнографические инструменты: например, «траншейный аккордеон». Его делали из консервной банки, куска доски или лыжи и единственной струны. На одном конце лыжи крепили консервную банку, на другом колок. Между ними натягивалась струна. Нехитрое приспособление пользовалось у солдат Второй мировой войны большим спросом.
Кроме музыкального направления, в мастерской занимаются воссозданием орудий труда каменного и бронзового веков. На мастер-классах можно сделать каменный нож, наконечник для стрелы или топор.
Традиции ткачества хранит и передает Софья Потапова. В мастерской есть настоящие прялки и веретена, а также несколько «самопрях».
«Самопряхи — такой айфон в мире прялок. Прялка сама скручивает и наматывает нить, а человеку нужно просто вовремя успевать подавать пряжу», — рассказала Софья.
Экспонаты мастерской неоднократно демонстрировались на таких площадках, как «Ученые против мифов», крупнейших фестивалях исторической реконструкции «Времена и эпохи», «Пламя Аркаима». В мае минувшего года семья организовала свой фестиваль «Гефест-фест». Он прошёл в этнопарке «Кочевник».

 

Яндекс.Метрика